29 апр '25

«Как предпринимателю справится со страхами на старте бизнеса»

Как предпринимателю справится со страхами на старте бизнеса

Иногда люди откладывают идею открыть свой бизнес, потому что эта мысль вызывает тревогу. Страшно, что родственники осудят за смену стабильной работы в найме на рискованный проект, товар будет простаивать на полках, а недовольные клиенты напишут гневные отзывы в соцсетях.

Принципы, которые помогают предпринимателям справиться с опасениями

1.     Создавать определенность. Многие страхи связаны с неопределенностью, например есть опасения, что уйдешь из найма, потратишь все деньги, а новые не заработаешь. Можно обозначать себе конкретные сроки, до какого периода вы готовы вкладываться в идею, и, если ничего не выйдет, пробовать другое дело или вернуться в наем.

2.     Делиться переживаниями — с коллегами, близкими или психотерапевтом. Люди со стороны помогают посмотреть на страхи иначе: увидеть новые решения, развеять тревогу.

3.     Изучать информацию. Чем глубже разбираешься в вопросе, тем лучше понимаешь, как предотвратить риски и что делать, если страхи оправдаются. Например, предприниматель боится, что запустит бизнес и не найдет клиентов. Чтобы успокоить себя, можно проконсультироваться с маркетологом, пройти какой-то курс или поговорить с коллегой по цеху.

4.     Быть готовым к рискам. Если предприниматель переживает, что клиент не рассчитается с ним и сотрудники останутся без зарплаты, он может действовать на опережение. Например, обратиться к юристу и составить договор, в котором укажет сроки выплат и штрафы за просроченный платеж.


«Когда есть четкий план, это помогает снизить тревогу».

Как поступать, если страшно браться за новое.

Рассказывает Мария Бородецкая - сооснователь платформы онлайн-образования «Синхронизация»

На старте бизнеса у меня не было страхов, поскольку не было опыта и я не понимала, во что ввязываюсь. Первые яркие эмоции, которые вызывал бизнес, — любопытство и интерес. Синхронизация — мой первый предпринимательский проект, до него я работала в найме в рекламных агентствах.

Я бы сравнила запуск первого бизнеса с прыжком с парашютом. На первый прыжок я решилась с любопытством и бесстрашием, потому что не знала, что меня ожидает во время полета, а вот прыгнуть второй раз смогла только через 14 лет. Я долго откладывала: с содроганием вспоминала, как было страшно во время прыжка. Такая же история с бизнесом: я долго откладывала запуск второго проекта, потому что уже понимала, с какими сложностями придется столкнуться.

Хоть на старте у меня не было страхов, они появились в процессе, когда я уже начала вести бизнес. Расскажу, что мне помогало с ними бороться.

Ставить себе четкий дедлайн. Договариваюсь с собой, что буду вкладываться в идею до определенной даты. Если ничего не выйдет — переключу внимание на что-то другое.

Помню, в мае 2016 года я заключила сделку с собой: «До конца года делаю все, что в моих силах, и тестирую все идеи по бизнесу, которые у меня есть. Если не получится, мы закрываем дело».

В результате в августе 2016 года проект принес первую прибыль. Мы поняли, что будем продолжать. Тогда мы запустили лекцию про архитектора Заху Хадид, за пару месяцев она стала хитом продаж.

Этот подход всегда помогает мне проживать сложные периоды. Когда устанавливаешь себе четкие сроки, проще справляться: появляется хоть какая-то определенность.

Говорить о переживаниях с командой. Я открыто говорю о своих беспокойствах. Когда проговариваешь проблему вслух, начинаешь видеть, что она не такая большая, как тебе казалось. А еще люди со стороны помогают рационализировать твои страхи и придумать решения.

Безусловно, важен баланс между открытостью, которая повышает прозрачность в бизнесе, и тем, чтобы транслировать все переживания без разбора. Для последнего существует психотерапия.

Продумывать риски. Какое-то время мы в команде практиковали такой подход: когда планировали новые проекты, на встречах «надевали шапки пессимистов». Пытались представить все риски, возможные ошибки и проблемы. В итоге мы понимали, чего ждать от проекта, и были готовы к разным неприятностям.

Мне кажется, когда идешь по пути предпринимательства, важно приручать страхи и учиться с ними работать. Потому что по мере развития проекта прыгать с парашютом придется снова и снова.

Писать список дел. Я придумываю все возможные способы, которые помогут избежать ошибок или решить проблему, выписываю идеи и составляю список задач. Когда есть четкий план, это помогает снизить тревогу.

Используйте подобный подход, когда настигнут переживания. Пока заполняешь список, проблема перестает пугать и начинает казаться решаемой

Принимать неизбежное. Предпринимательство — это постоянная работа в состоянии неопределенности. И если не научиться жить в таком режиме, бизнес превращается в страдание.

Синхронизация существует 9 лет. За это время происходило разное: не взлетали курсы, на которые мы делали ставки, уходили ключевые сотрудники, был ковид, мы открывали и закрывали офлайн-направление три раза. Когда возвращаешься и вспоминаешь, как ты проходил сложные ситуации, — чувствуешь очень много опоры, потому что осознаешь: я и не с таким справлялся.

Я стала увереннее, когда перестала ждать, что будет по-другому, и приняла, что положение будет много раз меняться и что-то пойдет не так. И это абсолютно нормально. Принятие — лучший навык, чтобы бороться со страхами.