02 сен '24

«Валовой сбор зернобобовых в России может обновить рекорд»

По данным Росстата, в 2024 году площадь сева зернобобовых в России выросла почти на 1 млн га и составила 3,91 млн га. В том числе горох занял 2,22 млн га — на 320 тыс. га больше показателя прошлого года.
Рост интереса к зернобобовым и особенно к гороху очень логичен и объясним: на фоне открытия импорта гороха Индией в конце прошлого сельхозгода интерес к этой культуре со стороны этой страны был настолько высок, что экспортеры собирали партии буквально по крупицам, а цены на горох доходили до 29 тыс. руб./т в портах.
«Производители — очень прагматичные люди, которые живут с калькулятором в руке. Они сопоставили два факта. Во-первых, рекордный объем гороха, произведенного в прошлом сезоне, был выкуплен подчистую, причем на качество покупатели особенно не смотрели на фоне резко растущего спроса. Во-вторых, на рынке теперь как в старые добрые времена присутствует Индия, в прошлом импортер номер один в мире. Плюс, благодаря систематической и плановой работе наших компетентных органов для поставок из России открыт огромный рынок Китая.
За сезон-2023/24, по данным фитосанитарных сертификатов, из России в Индию было экспортировано 727 тыс. т гороха, отгрузки в эту страну возобновились в декабре 2023 года после трехлетнего перерыва, напоминают в Центре оценки качества зерна. При этом Индия сразу вышла на второе место по импорту российского гороха после Китая, закупившего более 1,1 млн т. Также максимальные объемы отгрузок, превышающие показатели прошлых лет, по итогам сезона-2023/24 были у чечевицы (39 тыс. т) и нута, экспорт которого возобновился в октябре 2023-го и составил 5 тыс. т.
Россия может составить серьезную конкуренцию в этом сегменте Канаде и Австралии, которые активно экспортируют данную культуру в Индию.
Взлеты и падения цен и спроса — это обычное дело на волатильном рынке бобовых, а раз уж Россия намерена удержать пальму мирового первенства в производстве гороха на планете, нам придется учиться играть с повышенными ставками, иногда за счет творческого подхода к цене.