23 сен '22

«Как написать бизнес-план?»

Как написать бизнес-план?

Бизнес-план – это документ, в котором рассматриваются, описываются, просчитываются, все элементы будущего бизнеса. Это примерная модель того, как будет развиваться ваш проект.

Для чего нужен бизнес-план:

1 – он помогает четко сформулировать цели бизнеса, оценить предполагаемые результаты деятельности компании;

2- содержит расчет первоначальных и текущих затрат, а также предполагаемых доходов, отвечает на вопрос: «Будет ли прибыль?»;

3 - является документом, на основании которого сам предприниматель, а также потенциальные инвесторы и кредиторы, оценивают перспективы бизнеса.

ВАЖНО ЗНАТЬ: НЕТ ОБЩЕПРИНЯТОГО ИЛИ УТВЕРЖЕННОГО НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ШАБЛОНА-СТАНДАРТА БИЗНЕС-ПЛАНА!

Предлагаем рассмотреть примерную структуру бизнес-плана:

1.    Резюме: пишется в самом конце, после всех разделов, но размещается в самом начале и включает в себя краткое описание проекта, информацию о авторе, его квалификацию в рассматриваемом вопросе, цели и задачи планируемого бизнеса, краткое описание рынка, конкурентные преимущества, необходимые инвестиции и планируемые показатели выручки и срока окупаемости проекта.

2.    Маркетинговый план – это не только про рекламу) В маркетинговом плане вы прописываете свою целевую аудиторию, свой продукт/услуги, если есть уникальное торговое предложение – обязательно указать то, чем ваш продукт/услуга будут отличаться от ваших конкурентов, перечислить конкурентов, рассмотреть их сильные и слабые стороны. Так же в маркетинговом плане необходимо указать цену каждого продукта/услуги, прописать способы образования цены и описать место ведения бизнеса, где будут представлены ваш продукт/услуга, каналы распределения и способы продаж: онлайн/офлайн. Завершающий этап маркетингового плана – продвижение, как вы будете продвигать свои продукты/услуги на рынке, как будете искать своих клиентов, указываете необходимый рекламный бюджет.

3.    Производственный план: в нем указывается полный перечень необходимого оборудования для вашего бизнеса с указанием технологических особенностей, производственной цепочки, а также сотрудников, которые будут участвовать в производственном процессе.

4.    Организационный план: в нем вы определяете заработную плату и компетенции сотрудников, требования к ним, разрабатываете систему мотивации и штатное расписание.

5.    Финансовый план: включает в себя расчет вашей предполагаемой выручки, себестоимости продукта/услуги, расходов и чистой прибыли от проекта. Для расчетов выручки необходимо стоимость продукта/услуги умножить на количество предполагаемых продаж за период (месяц). Для определения себестоимости отдельного продукта/услуги необходимо просчитать все затраты на материалы, сырье, заработную плату персонала, участвующего в производстве данного продукта/услуги и т.п. Следующий шаг расчётов – определение величины общих расходов предприятия за период (месяц). Чтобы определить её, нужно сложить все запланированные расходы (рекламный бюджет, аренда, расходные материалы, коммунальные платежи и т.д.). Если вычесть из суммы доходов бизнеса сумму его расходов, можно узнать какова чистая прибыль.

Здесь же рассчитываются главные показатели, указывающие на эффективность и целесообразность реализации вашей идеи: рентабельность, точка безубыточности, срок окупаемости проекта.

6.    Инвестиционная часть: вы производите расчет средств необходимых для запуска бизнеса и указываете источники покрытия данных расходов (собственные средства, кредиты, субсидии, гранты и т.п.).

7.    Риски: необходимо предусмотреть все риски, с которыми вы можете столкнуться в ходе реализации вашего проекта и указать пути устранения или данных рисков.

8.    Просчитывается прогноз доходов и расходов минимум на 3 года (например, если предполагается, что ваша выручка через 2 года увеличится в 2 раза, необходимо указывать за счет чего будут достигнуты такие показатели).

Ваш бизнес-план готов!